Кировский омнибус: история дореволюционных автобусов в Вятке

По сегодняшним меркам городишко с населением в 25 тысяч жителей считали бы маленьким, но на начало прошлого века это был приличный показатель, особенно для Севера. Вятка (так тогда назывался Киров), имея такое население при преимущественно одноэтажной застройке, уже тогда значительно разрослась в плане территории, и горожанам, добиравшимся каждый день через весь город на работу и с работы, был остро нужен общественный транспорт.

Из-за невозможности эффективно подвозить людей страдали даже предприятия, потому первыми инициативу запуска транспорта подали вятские купцы. В 1908 году они представили городской думе свой план строительства линий конного трамвая. Бизнес предлагал взять все расходы на себя, и просил только разрешения приступить к реализации. Инвесторы были уверены в успехе, поскольку ни другой общественный транспорт, ни центральный таксопарк в Кирове тогда еще не существовали, так что конкуренции ожидать не приходилось. Рельсовый транспорт не боялся бы даже сезонной разухабицы, но проект так и не получил чиновничьего одобрения.

Вместо этого уже в следующем году дума одобрила другой проект, поданный некой госпожой Пекарской. Почтенная дама предложила, грубо говоря, то же самое, но без строительства инфраструктуры – ее многоместные пассажирские кареты, именуемые на английский лад омнибусами, курсировали бы по обыкновенным улицам, без рельсов. Маршрут при этом все равно был заранее известен, отклоняться от него было нельзя – омнибус должен был курсировать между двумя вокзалами, проходя через городской центр.

По результатам слушаний запуск омнибуса все-таки разрешили, и на маршруты вышел 8-местный транспорт – впервые в истории города. Тарификация, по сравнению с современной в автобусах, выглядела сложнее – за одну остановку надо было платить 4 копейки, а проезд от центра до любого из вокзалов стоил 12 копеек. Нельзя сказать, что такие цены позволяли свободно кататься любому вятичу, но значительная часть горожан могла воспользоваться новой услугой, особенно если это нужно было разово. Любопытно, что уже в те дореволюционные времена, которые обычно считаются эпохой ущемления прав, существовал льготный тариф для учащихся – их возили за полцены.

При всей своей революционности вятский омнибус просуществовал крайне недолго. Уже в следующем, 1910 году его владелица признала себя банкротом и распродала все имущество. Общественный транспорт того же уровня комфорта вятичи получат только через 24 года.

Проверьте также

Посещение солнечной и гостеприимной Болгарии: оформление визы

Болгария рада приветствовать туристов со всего мира, и россияне не являются исключением. Власти страны предусмотрели …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *